DenisFilimonov.ru - Успешные Отношения между мужчинами и женщинами
О сайте                Основная статья                Все комментарии
+18Рейтинг статей и комментариев
+17Практический материал моих консультаций. Часть 1
+16Роль Женственности в создании Успешных Отношений
+10Побеждающая без боя или 7 забытых секретов женской силы
+9Непривязанность мужчины к отношениям
+7Еще немного о сайте... ;)
+6Каких женщин любят мужчины


Врожденные потребности - врожденные программы поведения

7 мая '07 / Мои статьи / Денис Филимонов / Автор: Виктор Дольник / Просмотров: 1 546 / Комментарии: 5
Данная статья состоит из цитат Виктора Дольника. Рассчитываю на то, что цитаты, которые я подобрал, подтолкнут вас к более внимательному и увлекательному изучению своих Врожденных потребностей и переживаний.

§ 1

Любовь к окружающей обстановке, в которой мы жили до полового созревания, является инстинктом. Образы из этого периода жизни человек помнит до конца жизни. Такое запечатление образов и другого опыта детства называется — импринтингом.

§ 2

Помимо импринтинга человек имеет еще один, уже врожденный образ — образ подходящей для жизни среды. Для нас до сир пор самый приятный ландшафт — слабовсхолмленный, где деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, а вблизи есть река или озеро.

§ 3

Для охоты и прочих серьезных дел мужчины теперь были вынуждены образовывать однополые группы, а женщин оставлять в безопасных местах. А раз так, значит их несомненно подкармливали. Зная самцов гоминид, любой зоолог скажет, что из одной жалости к самкам они этого делать не могут. Их нужно как-то заставить, причем не принуждением. Тут уж без группового брака не обойтись.

§ 4

Инстинктивное поведение подлинно высокого класса появляется, когда животное совмещает две части двух разных программ, в обычной жизни никак не связанных. Если не знать о врожденных программах, то многие действия человека и животных можно принять за абсолютно разумные. Совмещение программ могут наблюдать те, кто содержит дома неразлучников. Эти попугаи выстилают гнездо длинными листьями травы. Это одна программа, и она содержит в себе образ подходящей для гнезда травы. Выращенные в неволи неразлучники делают траву из листа бумаги, тщательно нарезая клювом ровные, длинные полоски. Программа надкусывания тоже врожденная, но она из "другой оперы".

§ 5

Еще больше возможностей у тех программ, в которые заложен приказ учиться подражанием. Подражать можно не только родителям или более опытным особям своего вида, но и другим видам. Дикие собаки не делают себе палок. Но если собака любит играть вместе с хозяином, она сама научается от него многим нужным действиям — не только выбрать подходящую палку, но и укоротить ее зубами, если надо.

§ 6

К огорчению родителей, их совсем меленькие, все имеющие дети, вдруг попадаются на воровстве. Для этолога туту нет ничего особенного: программа воровства есть у многих видов животных. В трудных условиях она помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. Вернемся к детям. Для вас полезно знать, что их клептомания врожденная.

§ 7

Замещающее поведение широчайше распространено среди животных. Два петуха конфликтуют. Один напирает, а другой боится драться, но и отступать не хочет. И в самый драматический момент он вдруг начинает клевать мнимые зерна. Забияка растерян: пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно драться не с кем. Попробуйте давать ребенку задачи возрастающей трудности или затейте неприятный для него разговор, принудите делать что-нибудь скучное. И вдруг — экая бестия! — он неожиданно переключит ваше внимание на другое. Что-нибудь спросит, увидит что-то за окном, уронит что-то на пол, а то и скажет, что звонят в дверь. Иногда он кажется не по возрасту хитрым, находчивым, лживым. Но пока все это не он придумал — сработала, спасая его из сложной ситуации, программа замещающего поведения.

§ 8

Далеко не все знают, что животные очень консервативны. Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте. Вспомните, как в возрасте 2-4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы вы держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, включали один и тот же мультфильм... Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся безопасными, и стремиться их повторять. Если на этой поляне вчера поймал зайца, поищи его там и сегодня. Если по дороге к норе эту ветку перепрыгнул, а под эту пролез и все обошлось, поступай так и впредь. Поведение нормального взрослого человека тоже сильно ритуализировано. А людей суеверных и верящих в приметы — большинство. Правила хорошего тоня, семейные и народные традиции — это ведь тоже ритуалы. Религия же не только в высшей степени ритуализована, но и требует от паствы не подвергать сомнению и анализу свои догмы.

§ 9

Импринтинг — это инстинктивный акт, он не требует от животного ни догадливости, ни воли, ни сознания, ни интеллекта. Во время импринтинга ребенок не произвольно обучается чему-либо, а просто запечатлевает раз и навсегда. Так, например, речь ребенок не зубрит, не запоминает, не прикладывает интеллектуальные усилия, как это делают взрослые изучая второй язык. Во время игр и общения со взрослыми, ребенок запечатлевает модели поведения из которых и складываются качества, которыми он будет обладать всю оставшуюся жизнь. В играх происходит тренировка, проверка выполнения врожденных программ поведения — как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.

§ 10

По программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола — одновременно и модель будущего брачного партнера. Поэтому дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к другому. Значительная часть комплексов, которые описал Зигмунд Фрейд, — плод этой инстинктивной программы.

§ 11

У человеческого ребенка явно есть врожденная потребность иметь отца. Это говорит о том, что когда-то, у кого-то из наших предков отцы были подключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях не заботятся и их детеныши в отцах не нуждаются.

§ 12

У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища или занимать подходящие места — дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно.

§ 13

Если животное что-то сделало не так, программа обычно останавливает его на месте сбоя, и заставляет повторить все сначала. Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применений программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получавшееся ранее инстинктивное действие, животному становится страшно и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явления у человека и называют их фобиями. Дети подвержены фобиям и по поводу своих инстинктивных программ (страх потерять мать, боязнь сверстников, боязнь чужих, страх быть осмеянным, наказанным) и по поводу всего, что у них не получается, остановки, в которой такое случилось, а также конкретных обидчиков. Среди психоаналитиков есть направление, считающее, что даже взрослого человека можно избавить от фобий и комплексов неполноценности, обратившись к его детским воспоминаниям и проведя их коррекцию путем внушения иного, благополучного варианта исхода тревожного воспоминания.

§ 14

Кричать на заре — общее приматов. Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья. Цель такого демонстративного поведения — показать соседним группам мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый член группы чувствует себя увереннее, особенно если его группа перекричала соседние. В ритмичных грохоте, выкрике, топоте и движении боевой группы мужчин любой без труда узнает ее прародительскую основу. Через ритмический шум до воинов по бессознательному каналу приходят ощущение единство и силы, а до их противников, тоже по бессознательному каналу, — смятение и ужас.

§ 15

Нуждаемся мы и в мирных пошумелках — собрались свои, и все говорят друг с другом громко, оживленно и не важно о чем. Каждый участник чувствует — это ему очень нужно, но выразить почему — трудно: пошумели, погудели и разошлись. Разуму ничего не дало, а вот душе, настроению стало лучше. Пошумелки на стадионе происходят вообще без речевого общения, в нем и не нуждаются. Здесь важно соревнование в шуме своих и чужих. Возбуждение так велико, а чувство единства становится так сильно, что болельщиков одной команды, бывает, всей массой бросаются на болельщиков другой команды. Главное в массовой пошумелке — ритм (аплодисменты, скандирование). Ритм — первооснова музыки, способность создавать ритм и эмоционально на него реагировать передалась нам с генами дочеловеческих предков, в этом мы едины с приматами.

§ 16

Психологи и социологи. Конечно, они знают лучше, чем этолог, для которого человек — лишь один из видов. Но всякий раз, как они сталкиваются с проявлением инстинктивного поведения у людей, они испытывают растерянность. Ибо, признавая на словах некую двойственность, биосоциальную сущность человека, они первую часть этой спасительной формулы тут же забывают. Биологию человека нужно не только признавать, ее нужно знать! Человеку обидно, что он всеми своими корнями уходит в мир животных, и везде, где удается "забыть" об этом, он забывает с удовольствием.

§ 17

С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства животных должна распадаться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Они начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нестерпимо для взрослых. Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые самцы, раздражая его и даже угрожая. На старого самца такие нападки действуют вызывающе, и он дает им отпор, демонстрируя всю мощь своей агрессивности, перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однако стычки повторяются, и в конце-концов выводок распадается. Когда эта программа поведения начинает действовать у человека, она порождает проблемы "отцов и детей". Современные дети так называемого трудного, переходного возраста еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально и духовно. Они не могут покинуть семью. Это усиливает конфликт, так как программа не достигает успеха. Видя, как иногда при этом искажается поведение подростка, сколько мук, претерпевает он сам, не зная, что с ним происходит, как страдают родители, тоже ничего не понимая, ясно осознаешь вдруг, как властны над человеком инстинктивные программы поведения предков. Можно сказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.

§ 18

Я уже не раз говорил, что весь фокус в том, что человек объясняет свои поступки, если в них есть инстинктивная основа, крайне путано. Иначе и быть не может. Если же мы выясняем, путем сравнения с другими животными, в чем суть инстинктивной программы, мы проникаем к истокам подсознания. А они очень просты и рационалистичны для тех условий, когда их создавал естественный отбор. Невозможно понять человека, изучая только человека, без его генетических корней. Это все равно что пытаться понять историю человечества, изучив все газеты за сегодня, вчера и позавчера.

С уважением, Денис Филимонов
7 мая 2007
+1
Комментарии оставляются без регистрации
Имя: Комментарий (максимум 1200 символов):
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
№ 5, 11 мая '07 03:37  
0
Большое спасибо!
№ 4, 10 мая '07 13:38  
0
Цитаты подобраны очень интересно, позволили совершить занимательно-познавательный экскурс в детство собственное и детей, да и не только в детство.
Так и хочется поменять заголовок на "Это должен знать (читай- понимать и помнить) каждый!" ))
№ 3, 9 мая '07 03:07  
0
Прочитал. Денис, спасибо за компиляцию. Очень понравилось!
№ 2, 8 мая '07 00:18  
0
Очень понравились. Особенно про клептоманию, замещающее поведение и проблему отцов и детей.
№ 1, 7 мая '07 10:02  
0
Тут и спорить не с чем. И вообще животные ведут себя приличней человека...

Мои статьи  |   Моя книга  |   Консультации  |   Правила  |   Контакты
Все права принадлежат авторам.  При перепечатке указание автора и ссылка на сайт обязательны.
Copyright © 2002—2017 Денис Филимонов — DenisFilimonov.ru